Олигархический супрематизм в Античной Греции как истоки зарождения западной цивилизации

Course side menu Open and close the course content menu
Олигархический супрематизм в Античной Греции как истоки зарождения западной цивилизации

Итак, Античная Греция. Колыбель демократии и западной цивилизации. В памяти людей имеются истории о философах и легендарных баталиях с участиями великих героев. Так давайте же рассмотрим двух сильных представителей той великой Эпохи: Афины и Спарту.

Политическая модель Афинской демократии

Как показал Фридрих Энгельс, возникновение Афинского государства явилось типичным примером образования государства в чистом виде, без воздействия внешнего и внутреннего насилия и непосредственно из родового общества. По афинской традиции, полис возник в результате так называемого синойкизма — объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг Афинского акрополя. Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает полумифическому царю Тесею, сыну Эгея (по традиции около XIII века до н. э.; в действительности же процесс синойкизма протекал на протяжении нескольких столетий с начала 1-го тысячелетия до н. э.).  Управлялись Афины девятью архонтами (греческий аналог "князя"), которые ежегодно избирались из числа аристократов, и ареопагом — советом старейшин, который пополнялся архонтами, уже отбывшими срок полномочий.

С ростом имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы. Около 621 года до н. э. при архонте Драконте были впервые записаны законодательные обычаи, которые несколько ограничили произвол судей-аристократов. В 594—593 годах до н. э. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учреждён новый государственный орган — Совет четырёхсот, осуществлён ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда: пентакосиомедимны, гиппеи, зевгиты, феты, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

Афинская демократия не была полноценной прямой демократией. Система управления полисом включала в себя как аристократические (на практике, олигархические), так и демократические институты. Так, к первым относился ареопаг, существовавший на протяжении практически всей истории демократических Афин, который контролировал принимавшиеся народными органами законы и следил за сохранением благообразия нравов. К наиболее демократическим органам относилась экклесия, а также Совет пятисот (временно - четырёхсот). Последний был представительным органом, который составляли по 50 человек от каждой филы, выражавшие интересы населения этих территорий. Кроме того, в Афинах в принципе не прекращалась вражда между партией демократов и знати, которая в некоторые моменты ставила полис в опасное положение.

Что ж, здесь я приведу первое историческое событие - Переворот Четырехсот (также известный как олигархический Переворот). Кризис демократической власти привел к тому, что в Афинах в 411 г. до н.э. была приведена к власти олигархическая партия, дабы исправить разгромную Сицилийскую экспедицию. Безкровный переворот привёл к началу переговоров со Спартой. Что случилось позже? Раскол внутри этой самой партии, чистка радикальных членов и, как итог, приход к новой политической стабильной модели, вновь ставшей симбиотом демократии и олигархии. Сам термин "олигархия" приписывается Аристотелю, который употреблял его в значении «власть богатых», противопоставляя её аристократии. Сейчас олигархия в понимании Аристотеля имеет другое определение - плутократия, а противопоставление богатых и знатных больше не нужно. 

Какой же я хочу попробовать предложить вывод из одной конкретной истории Афин? Кризис требует возвращения к заложенной в мозге линейной иерархии доминирования. Власть с распределением “Альф, бет и омег, где все равны омегам” в себе заменяется на подчинение альфам. 

Сейчас это просто тезис, предположение из всего одной истории, поэтому по ходу всего цикла статей этот тезис именно в такой формулировке будет подкрепляться аналогичными ситуациями.

Схожий тезис формировал и итальянский социолог Роберт Михельс, автор “теории элит” и описания “железного закона олигархии”, в котором утверждается, что в любой демократической структуре неизбежно, как “железный закон”, начинается правление олигархии.

Политическая модель Древней Спарты

Отмечу также пример устройства политической системы Древней Спарты. Двоецарствие, Апелла (народное собрание), Эфоры (пять судей), Гетурсия (совет старейшин), включающий в себя царей и еще 28 граждан, достигших 60-ти летнего возраста, и Навархи с гиппаретами - должности военного управления страны.  Власть апеллы была ограниченной. В отличие от Афин, спартанское народное собрание не обладало правом законодательной инициативы. Собиралось оно нерегулярно и только утверждало предложенные герусией законы путём простого голосования. Какие-либо дебаты в ней не допускались. В полномочия апеллы также входил выбор членов герусии, которая состояла из 30 человек. В итоге, имелись политические лидеры, количество которых ограничивалось царями, судьями и наиболее влиятельными старейшинами. И жрецами. Религиозное влияние было огромным в Античное время, а потому состояние в религиозном сословии предоставляло определённый вес активно продвигаемым решениям.

Также в правительстве важно отметить ещё одного крайне влиятельного, хоть и являющегося таковым, правителя - Дельфийский Оракул. Прорицания пифии воспринимались обычными спартанцами как непререкаемая истина. Это создавало возможность политикам путём воздействия на жрецов манипулировать общественным мнением. 

Политика Древней Спарты была основана на том же супрематизме, превосходстве спартанцев над остальными полисами. С желанием достижения превосходства был создан Пелопонесский союз - военно-политический, укрепляющий гегемонию Спарты над близлежащими полисами, что также давало остальным участникам союза защиту от внешних угроз  милитаристичной Спартой.

Рабство в Античной Греции

Не забудем в истории Античности и о супрематизме. Античная Греция была абсолютным представителем модели превосходства политесов (терм. Аристотеля - человек “политическое животное”), которые были гражданами полисов, греческих городов госудаств, над “идиотесами”, негражданами, которые для греков были “не-людьми”. Если ты не гражданин - ты не человек. Рабы же считались и вовсе своего рода “вещами в человеческом обличии”. Причём факт рабов как вещей греками подразумевался как само собой разумеющееся, не требующее ни раздумий, ни сомнений. Настолько, что против данной модели первое подобие протеста возникло лишь во времена римской эпохи, и то выступление Сенека в то время было не про “рабы тоже люди”, а про “все рабы”.

В случае Афин, по мере развития города-государства постепенно в руках родовой аристократии сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от неё попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, которое приобретало уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой — так называемые метеки — лично свободные, но лишённые политических и некоторых экономических прав.

Рабство в Древней Греции было антропоцентричной, социальная категория строилась по отнесению к категории человечности. А так как раб был вещью, то не воспринимался субъектом как таковым.

Итак, мы имеем модель колыбели демократии, которая в кризисе была вынуждена стать симбиозом с олигархическим режимом. Колыбель европейской цивилизации, которая при этом была колыбелью социального расслоения и превосходства по социальному статусу, причём куда более жесткого, чем практиковалось в ближневосточных странах. Афинское олигархическое правительство было крайне нестабильно ввиду того пути, как оно было сформировано: хаотично, в момент кризиса и под давлением нависающей угрозы, однако не исчезнувшее в момент ликвидации того кризиса, что её породил. Спартанская модель имела в себе политических и религиозных лидеров, продвигавших свои идеи милитаристичному обществу, желавшего превосходства.

Read More